15 апреля 2008
2474

Ирина Гехт: `Хорошие семьи нужно поощрять`

О том, что нужно помогать неблагополучным семьям, государство вспомнило еще несколько лет назад. Но сегодня пришло время ставить новые задачи. Главной целью семейной политики должна стать поддержка со стороны общества и государства успешных семей, семей с детьми. О необходимости новых подходов говорили на Международной научно-практической конференции "Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации", которая состоялась в Челябинске в начале апреля.

Поскольку 2008 год объявлен в России годом семьи, то и конференция прошла под девизом "Крепкая семья - основа российского государства". В обсуждении проблем семьи и путей их решения приняли участие Экономический и Социальный Совет ООН, Российская Академия наук, региональные министерства и ведомства, общественные организации. Среди представителей Челябинской области своей активной ролью в работе конференции выделялись заместитель губернатора Роман Юрьевич Панов, заместитель председателя Законодательного собрания области Семен Аркадьевич Мительман, члены Общественной палаты - ректор Челябинского государственного университета Андрей Юрьевич Шатин и старший преподаватель кафедры "Социальная работа" Челябинского государственного университета Ирина Гехт.

В беседе с нашим корреспондентом Ирина ГЕХТ, входящая также в состав рабочей группы по разработке Концепции семейной политики в Челябинской области, объяснила, в чем суть предлагаемых изменений в работе государства с семьями.
- Еще в советские времена был популярен лозунг "Семья - ячейка общества". Если уйти от лозунгов и предложить более точную формулировку, то семья - это один из основных социальных институтов общества. В последнее время в обществе, как в России, так и в мире в целом, происходят значительные перемены, которые отражаются и на семье. Причем последствия таких перемен в основном негативные, поэтому сегодня можно говорить о кризисе семьи как социального института. Она оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять свои основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную. В этих условиях семейная политика стала рассматриваться главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая государством социальная защита семьи от снижения уровня ее благосостояния. Основной упор делался на необходимость компенсации этого снижения путем предоставления семьям материальной помощи. На самом же деле это пусть важная, но не единственная задача государства.

- А какие еще стоят задачи?
- Семейная политика должна рассматриваться шире, чем только социальная поддержка семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Со стороны общества и государства необходима поддержка успешной семьи, поощрение семей с детьми. Такие семьи составляют основу любого здорового общества. Это ни в коем случае не предполагает дискриминации других типов семей. Но согласитесь, общество имеет право на предпочтение и поддержку того типа семьи, который в наибольшей степени отвечает его интересам. Помогать этим семьям - значит ориентировать социальную политику на обеспечение по-настоящему достойной старости, достойного материнства и отцовства. Результатом такой политики является упрочение семьи и семейного образа жизни вообще, распространение такого социального, экономического, культурного, психологического явления, как успешная семья. Когда мы сосредоточим внимание общества и государства на семье успешной, тогда и разговоры о кризисе семьи отойдут в прошлое.

- Кто должен этим заниматься? Государство?
- Не только. В семейной политике распространен принцип социального партнерства: она осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с некоммерческими организациями, в том числе с государственными и муниципальными учреждениями, благотворительными, религиозными и общественными организациями, коммерческими организациями, а также семьями и отдельными гражданами.
Необходимо объединить усилия различных структурных подразделений администрации, общественности и всех, кто желает участвовать в решении этих проблем. Эти отношения должны выстраиваться, в первую очередь, через финансируемые государством и муниципальной властью учреждения социального обслуживания. Функции контроля за деятельностью этих учреждений должна осуществлять специализированная служба государственной и муниципальной власти по вопросам семьи, детей и мониторинга проблем семьи и детей.
Совместная работа власти и общественности позволяет выработать единые подходы к решению социальных проблем и скоординировать усилия. Важно и то, что, используя ресурсы некоммерческих организаций, можно значительно снизить затраты бюджета. Ведь многие люди работают в общественных объединениях на благотворительной основе, они не требуют оплаты своего труда. Снижению расходов бюджета также будет способствовать и привлечение финансовых средств бизнеса, который на сегодняшний день готов активно участвовать в решении общественно значимых проблем. Причем в последнее время бизнесмены предпочитают вкладывать средства не в разовые мероприятия, а в социально эффективные долгосрочные проекты.
У общественных организаций тут тоже есть свой интерес. Во-первых, участвуя в реализации совместных проектов, можно шире проинформировать население о своих целях и задачах, привлечь внимание к тем проблемам, которыми занимаешься. А во-вторых, проекты, предлагаемые общественными организациями, зачастую могут быть реализованы только при помощи муниципальных властей и представителей бизнес-структур.

- В теории все выглядит логично. А на практике готовы ли именно в нашей области власть, бизнес, общественники объединить усилия в решении проблем семьи?
- В Челябинской области работают более 100 общественных организаций, созданных родителями или группами граждан - многодетные семьи, солдатские матери, семьи с детьми-инвалидами, семьи беженцев и прочие. Существует и несколько ассоциаций, занимающихся психолого-педагогической, экономической и другими видами помощи семьям с детьми.
Система работы власти с такими организациями в нашей области сейчас выстраивается. Мы стали одним из первых регионов России, где сформирована Общественная палата. С полной уверенностью можно сказать, что в области уже налажено взаимодействие Союза промышленников и предпринимателей и Челябинского регионального объединения работодателей "ПРОМАСС" с органами власти и многими общественными организациями. Только по подтвержденным данным наши общественные организации совместно с бизнесом выполнили дополнительно к бюджету общественно значимых работ на сумму 980 миллионов рублей.
Теперь общественные организации активно выступают за включение в Концепцию семейной политики положения о социальном заказе как форме взаимодействия, позволяющей неправительственным организациям участвовать в разработке социальной политики, получать государственное финансирование на выполнение социальных программ на конкурсной основе. Социальная политика при таком подходе становится не только обязанностью государства, но и деятельным интересом общественных организаций. Разработка механизма включения заинтересованных неправительственных организаций в процесс реализации в том числе и семейной политики и могла бы обеспечить социальные гарантии общества.

15.04.2008
un.csu.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован