Эксклюзив
24 октября 2008
11389

Максим Дианов: О проекте раздела Концепции - 2020 `Долгосрочное социально-экономическое развитие Российской Федерации в региональном разрезе`

Основной целью региональной политики в Российской Федерации является обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. С другой стороны - обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав.

Важнейшим инструментом влияния на социально-экономическое развитие регионов является обеспечение территорий федеральной производственной и социальной инфраструктурой. Однако в настоящее время, что признает и Министерство регионального развития Российской Федерации, применение данного инструмента не позволяет достичь должного эффекта, прежде всего, в силу отсутствия целостной системы стратегического планирования развития общественной инфраструктуры, что существенно сдерживает реализацию частных инвестиционных проектов, деловую активность в регионах.

Базовая цель региональной политики - сокращение различий социально-экономического состояния регионов - так и не достигнута. Напротив, по объему валового регионального продукта на душу населения минимальное и максимальное значение среди российских регионов различалось в 2004 году - в 73 раза, в 2006 году - в 117 раз, по уровню безработицы - в 2004 году в 48 раз, в 2006 году - в 78 раз. Степень дифференциации инвестиций в основной капитал на душу населения среди регионов составляла в 2004 году 184 раза, а в 2006 году - 235 раз. В сравнении с европейскими странами Россия превосходит их показатели по уровню различий социально-экономического состояния регионов примерно на порядок и находится в одном ряду с такими государствами, как Индия и Китай.

Одним из ключевых инструментов социально-экономического развития регионов является размещение федеральной инфраструктуры в области транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, образования, науки и иных областях в целях создания условий для развития регионов России с учетом их конкурентных преимуществ.

Министерством регионального развития Российской Федерации совместно с экспертами Российского союза промышленников и предпринимателей разработан проект раздела "Долгосрочное социально-экономическое развитие Российской Федерации в региональном разрезе" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в котором на базе федеральных округов определены зоны опережающего экономического роста, на территориях которых на долгосрочный период прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта Российской Федерации экономических специализаций, составляющих основу для образования территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью и формирующих основной вклад в экономику соответствующего региона.

Более того, в Южном, Уральском, Дальневосточном федеральных округах проведены обсуждения этого проекта с привлечением не только региональных исполнительных властей, но и крупного бизнеса.

Перспективным для реализации целей региональной политики (территориального развития) представляется механизм государственно-частного партнерства, о чем говорилось на совместном заседании Секции по государственно-частному Общественного Совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации и Комитета РСПП по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике.

Преобладающим должен стать принцип следования государства за бизнес-интересами в местах развития инфраструктуры. Для распределения функций между бизнесом и властью необходимо создать механизмы координации и согласования бизнес-планов крупнейших компаний, планов территориального размещения промышленных и прочих объектов, разрабатываемых региональными и местными властями, и планов территориального развития естественных монополий.

Бизнес-сообщество готово заниматься такими направлениями, как:
- формирование реестра соглашений между компаниями и региональными властями;
- формирование общероссийского реестра ГЧП-проектов;
- организация переподготовки кадров регионального и муниципального управления по вопросам подготовки и управления проектами ГЧП;
- организация инвестиционно-консалтингового обслуживания проектов и программ ГЧП;
- рейтингование регионов по уровню инвестиционной привлекательности;
- формирование системы прогнозирования профессиональных рынков труда в региональном разрезе;
- мониторинг и контроль реализации ГЧП-проектов;
- анализ дифференциации инвестиционного климата в регионах по факторам, значимым для потенциальных инвесторов и др.

По мнению бизнес-сообщества, развитие регионов России в перспективе должно приобрести инновационный характер, а его пространственная конфигурация - стать более гибкой, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым территориям и центрам концентрации финансовых потоков.

В связи с этим, возрастает роль новых центров инновационного роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов:

крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамично развивающейся научно-инновационной и образовательной инфраструктурой, растущей деловой активностью и сервисной сферой;

территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики в урбанизированных регионах и на глубокую переработку сырья на ранее неосвоенных территориях;

туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

крупных транспортно-логистических узлов и производственных комплексов.

Обсуждение регионального раздела Концепции - 2020 показало, что у российского бизнеса сформировался запрос на то, чтобы развитие национальных транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей было нацелено не только на реализацию потенциала региональных центров экономического роста, но и на постепенную интеграцию в мировые инфраструктурные системы.

На федеральном уровне в долгосрочных программных документах развития отраслей экономики и социальной сферы необходимо оценивать потребности в федеральной производственной и социальной инфраструктуре и трудовых ресурсах, определять состав планируемых с учетом ресурсных ограничений к созданию в долгосрочном периоде инфраструктурных объектов и меры государственной поддержки развития приоритетных специализаций в регионах, а также их влияние на социально-экономическое развитие регионов. Такую поддержку целесообразно осуществлять, в том числе путем предоставления налоговых, таможенных, тарифных, финансово-кредитных преференций, образования особых экономических зон, прежде всего, в целях стимулирования создания и развития производств в приоритетных специализациях экономик регионов на инновационной основе со снижением издержек и повышением производительности труда.

Важным механизмом политики сбалансированного развития регионов является создание экономических стимулов для привлечения частных инвестиций в развитие геополитически важных, но депрессивных (в силу их географического положения, климатических условий и иных объективных факторов) территорий.

М.А.Дианов, директор Департамента региональной политики РСПП, Генеральный директор Института региональных проблем

2008-10-24
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован