Эксклюзив
Мурашев Александр Михайлович
10 февраля 2020
219

Напутствие казакам от атамана Владимира Крюкова

Main 289c1003 6c7a 40b2 a4da 3c6d0f24e821

Серия книг «Библиотека дальневосточного казачества» пополнилась, на мой взгляд, наиболее важной в этой серии книгой, объединяющей в кратком изложении историю казачества от периода зарождения до наших дней, описание традиций, а главное, философию казачества. Книга называется «Памятка казака Амурского казачьего войска».

Автор, Владимир Крюков, почётный атаман Амурского казачьего войска, будучи потомственным казаком, воспитанным в казачьей среде, демонстрирует как бы изнутри подробности казачьего быта и службы, малоизвестные современным гражданам. В историческом очерке автор прослеживает боевой путь амурского казачества, потому что замысел «Памятки» состоит, прежде всего, в освещении периода истории, когда казачество потянулось на вновь открытые в Восточной Азии земли осваивать их и охранять от посягательств иноземцев. В этот период, т.е. к середине XIX века эволюция казачества практически завершилась. От разрозненных территориальных общностей на южных окраинах Московского царства, вступающих в недолговечные союзы в связи с внешними угрозами и иными жизненно важными потребностями, до осознания своей конфессиональной (православно-христианской) религиозной идентичности и включения в российскую государственность в форме особого сословия, наделённого льготами и властными полномочиями. 

Традиции казачества закладывались в эпоху, когда религия (христианство) было для населения единственным источником знаний об окружающем мире и судьёй по вопросам нравственности и культуры. Эти традиции сохранились в условияхособой формы общежития, несмотря на научный и технический прогресс. Присутствие священника, как одной из ключевых фигур, является необходимым условием соблюдения традиционных ритуалов казачьей военной демократии. Поэтому, наряду с авторским обращением к казачьей читательской аудитории, в книгу включён призыв священника к казачеству, в котором христианская церковь олицетворяется им в виде направляющей и руководящей силы деятельности современного казачества. Это, несомненно, представляет интерес для учёных социологов и политологов. 

Знание истории является необходимым условием патриотического воспитания молодёжи. Особенно это действует на примерах казачьей доблести.Стойкость и бесстрашие казаков – особого вооружённого земледельческого населения – объясняется автором не только в товарищеской спаянности, но и в идеологии казачества, воспитанного на идее государственности. Вместе с тем двойственность казачьего быта (служебного по форме и крестьянского по содержанию) весьма негативно отражалась на перспективах освоения приамурских земель. Н.М. Пржевальский и М.И. Венюков, побывавшие в этот период на Амуре, оставили нелестные отзывы о военном администрировании. Оба путешественника каждый по-своему изобличали «военный деспотизм, введенный вместе с казачеством на Амуре».

В главе, посвящённой истории православного христианства на Амуре, автор следует общеизвестным религиозным догматам и философии богословия. Поскольку самодержавная Россия являлась религиозной страной православного христианства, т.е. религия была государственной идеологией, христианство распространялось и на вновь обретённых дальневосточных территориях. Представление об общем православном пространстве способствовало закреплению в самосознании казаков идеи этно-конфессионального единства с «русским миром». В этой главе автор также представляет читателям персональный состав религиозных деятелей – епископов,  трудами которых создавались отделения РПЦ – епархии.

Традиционный быт и воззрения казачества были проникнуты религиозными сюжетами, поэтомуавтор счёл необходимым включить в следующую главу подробные молитвы и рекомендации по их применению. Из этой главы читатель может представить себе, насколько глубоко и всесторонне религиозность казачества проявлялась в его повседневной жизни. Поэтому вооружённая реакция свободолюбивых казаков на попытку новой власти насильственно изменить веками формировавшийся их быт и религиозное мировоззрение была предсказуемой.

Многие понятия и термины казачества, незнакомые современному гражданскому населению, автор разъясняет в отдельных главах.Владимир Крюков предпринял попытку всесторонне, во всей полноте передать уклад казачьей жизни, ту особую форму общежития, традиции и ритуалы при которых вырабатывались соответствующие личные качества казаков. В отдельных главах и подразделах он знакомит сзаповедями казаков, подробно описывает сложившиеся требования к проведению казачьих сходов, на которых решаются хозяйственные и иные чрезвычайные вопросы, и казачьего Круга – высшего органа управления казачьим обществом. Весьма любопытным является отношение казачества к священникам во время проведения кругов, как к необходимым фигурам со строго регламентированными правами в рамках веротерпимости. Обычаи, статьи и положения об общественном управлении казачьими войсками приведены автором в отдельной главе.

Бытийная сфера человека – «Свой Дом с семьёй», - по выражению хабаровского экономиста М.И. Леденёва, - та среда, «мастерская самодеятельного воспроизводства человека от его рождения до смерти» в которой происходит воспроизводство образа жизни, поведенческих традиций, закладываются основы личности. Казачья семья была школой воспитания подростковой молодёжи в традициях казачьих заповедей, образцом высокой нравственности, проявляющейся в уважительном отношении к женщинам, старшим и пожилым (старикам). Трудовые и боевые навыки закладывалось в семье с малолетства.

Несколько глав «Памятки» посвящены основам боевого искусства казаков – формированию навыков владения казачьей шашкой, основам верховой езды. Это очень важно в воспитательном аспекте, поскольку книга в первую очередь ориентируется на молодёжь.

  Не обошёл вниманием автор и проблемы жизнедеятельности казачества в современном гражданском обществе. Высказывая свою  точку зрения, он знакомит читателей с правовым полем в соответствующем государственно-общественном секторе, приводит основополагающие документы царского правительства по вопросам казачества и современные. И это наводит на размышления. Сравнивая убеждаешься в том, что казачество во все времена представляло значительную силу, с которой приходилось считаться российскому правительству и которая составляла один из родов войск России. Возрождение казачества в наше время свидетельствует о том, что этой силе, может быть, ещё предстоит проявиться на политической арене. Может быть, казачество ещё скажет своё слово в истории российского государства. 

В течение ХХ века в России дважды сменилась государственная идеология. Феодализм, опирающийся на церковь, сменился социализмом, опирающимся на научные разработки, содержащие известную долю субъективизма и догматизма, что в итоге привело к распаду страны и реанимации первобытных форм общественного сознания наряду с государственным курсом на религизацию(христианизацию) страны. В стране укрепилась либерально-буржуазная идеология и церковь, как атрибут паразитических режимов. Психология торгашества проникла во все слои современного общества и уже демонстрирует симбиоз с патриотизмом. По-видимому, со сменой государственного строя в страну возвратится и практика, присущая соответствующей формации. Например, по сообщению на портале ЗРД, в Перми уже тренируют кадетов для разгона демонстраций граждан (https://ruposters.ru/news/17-01-2020/permskih-shkolnikov-razgonyat-mitingi17.01.2020г.) Вопреки прогнозам массовых уличных выступлений граждан в связи с имущественным расслоением, достигшем в Россиинебывалых размеров, народы в целом пребывают в состоянии эйфории и ожидания счастливых перемен, а власть демонстрирует устойчивость режима. Следует отметить растущий уровень приспособляемости населения страны к существующему режиму, несмотря на критику.Может быть, крутой поворот истории означает новый виток в совершенствовании человека разумного, повлечёт дальнейшее развитие его человеческих качеств?

Вместе с тем массовая коррупция и бюрократическая безответственность окончательно разлагают наметившиеся тенденции к устойчивости. Если за взятку задерживают следователя по особо важным делам СК РФ наряду с иными проворовавшимися высокопоставленными фигурантами из других властных структур, министерств и ведомств, это означает только одно -загнивание путинского либерально-буржуазного режима, распад государственности на фоне экономического упадка. Можно до бесконечности увольнять генералов или заниматься «министерской чехардой» - перестановкой ответственных лиц так же, как это было характерно и для последних стадий царизма и советского режима, подчищать Конституцию, насаждать религиозный дурман, но результат от этого не изменится. Система сжимается, коллапсирует, выбрасывая за рубеж «лишние», наворованные финансы, омертвляя реальную экономику, разрушая страну. Создаётся впечатление, что на высшем уровне в стране действует воровская шайка «друзей», обеспечившая себе и системе правовую неприкосновенность. Есть ли у казачества будущее в такой стране? И не только у казачества, но и у всех честных, здравомыслящих граждан. Ведь одними молитвами и заклинаниями реальная жизнь не строится.  

 

 

  

Казаки Амурского казачьего войска на совещании.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован