05 апреля 2005
2847

Наталья Касперская: `Нет универсального рецепта работы в разных странах`

Российский рынок компьютеров и программного обеспечения растет, что на фоне кризиса западной IT-индустрии заставляет иностранных производителей расширять свое присутствие в России. Наши компании особого беспокойства по этому поводу не проявляют - места под рублевым IT-солнцем пока хватает всем. Более того, с разработчиками софта мы пытаемся конкурировать и в Америке, и в Европе, и на перспективных азиатских рынках. Правда, для коммерческого успеха за пределами Отечества мало написать и отладить эффективную программу. Возможно, поэтому российских компаний, готовых на деле бороться за `чужие` рынки ПО, немного. Одна из самых известных - `Лаборатория Касперского`, генеральный директор которой Наталья КАСПЕРСКАЯ встретилась с корреспондентом `Известий` Андреем АННЕНКОВЫМ.

- Что важнее: создать лучшую в мире программу или умение продвинуть ее на рынок, правильно организовав не только производство, но и бизнес в целом?

- В нашем секторе рынка - а это системы компьютерной безопасности - технологии все менее и менее важны. Они условие, а не гарантия продаж. Для успешной конкуренции решающее значение имеют потребительские характеристики продукта. Как в автомобилестроении: все машины теперь ездят примерно с одинаковой скоростью, на одинаковых колесах, с более или менее одинаковыми двигателями, не слишком различаются по уровню надежности. К этому идет и рынок ПО. В понятие `потребительские характеристики` входит, разумеется, уровень сервиса.

Еще один показатель - многоплатформенность, которая, кстати, отличает `Антивирус Касперского`. Программа работает под управлением всех без исключения версий Windows, Linux, NetWare и других платформ. На рынке софта для компьютеров производства Apple нас нет, но это сознательное решение, а не результат проигранной конкуренции.

Стратегическая задача - предложить продукт, обеспечивающий комплексную защиту данных. Нам сегодня угрожают не только вирусы, но и `троянские кони`, программы-шпионы. Настоящей бедой стали спам и активность хакеров, которые не оставляют в покое даже тех, кто выходит в Интернет лишь изредка. Готовим и скоро выпустим свои средства защиты против этих угроз.

- Эпидемии компьютерных вирусов как-то локализованы по регионам?

- Нет. `Благодаря` Интернету вирусы очень быстро распространяются по всей планете. Но опередить конкурента в обнаружении неизвестных вирусов бывает непросто.

- Телефоны и карманные компьютеры - эти устройства уже стали средой распространения вирусов?

- Нет, вирусы по-прежнему угрожают главным образом серверам и настольным компьютерам. Но, судя по скорости развития технологий мобильных систем и росту функциональности, которую закладывают в них производители, вирусы уже не за горами.

- Компьютерная безопасность - глобальная проблема. Не пора ли государствам заняться ее решением?

- Я недавно вернулась из Китая, где наблюдала попытку `решить вопрос` на государственном уровне. В КНР существует сетевая полиция, задача которой, в частности, - нейтрализация вирусной угрозы. Для достижения реальной эффективности такая структура должна располагать специалистами очень высокой квалификации. Их мало, и они дороги. Государство нанять их не может и предпочитает поэтому сотрудничать с антивирусными компаниями. В частности, с нами - выделяют рабочее место и компьютер для представителя `Лаборатории` прямо у себя в полиции. Наш эксперт уже пакует чемоданы.

Другая схема работы государства (российского в том числе) - сертификация ПО. Это, увы, не то, что способствует качеству продукта. Бюрократическая процедура. Мы на протяжении полутора лет вместе с Гостехкомиссией готовили руководящий документ по вопросам компьютерной безопасности. Результат достигнут лишь формальный, слишком уж эти технологии сложны для регламентации.

Государственная забота о компьютерной безопасности отчасти аналогична заботе о процветании науки. Государство может и должно инвестировать развитие исследований, но не вести эти исследования непосредственно! Хотя в КНР есть что-то вроде специального - именно государственного - НИИ.

- Может быть, государству имеет смысл по-настоящему озаботиться уголовным преследованием вирусописателей и хакеров?

- Кто и как сейчас этим занимается - непонятно. Да и возможно ли это технически? Сомневаюсь. В современном Интернете человека практически невозможно найти по электронному адресу, если он этого не хочет. Для того чтобы это стало возможным, следует изменить всю нынешнюю идеологию Интернета как открытой системы и вслед за идеологией изменить технологии. Не думаю, что это когда-либо случится.

- Почему `Лаборатория` стремится на западные рынки? Разве развивающийся российский мал?

- По данным IDC, российский рынок антивирусного ПО составляет $6,5 млн в год. Наши оценки примерно в два раза оптимистичнее, но это совершенно не принципиально, поскольку мировой рынок - это $2 млрд. Кроме того, в России каждый новый процент рынка, где наша компания и так лидирует, дается тяжело, буквально кровью, а прибыль от этого процента решающего значения уже не имеет.

- Работают ли на Западе те методы, которые привели к успеху в России?

- Нет. В России мы в свое время отняли рынок у `Диалог-Науки`, первыми разработав продукт для платформ Windows и NetWare. Еще мы внедрили у себя индустриальную систему разработки и сопровождения программ, необходимость которой тогда, в середине 90-х, далеко не всем российским программистским компаниям была очевидна. Разве можно применить подобный прием в США и Европе? В других странах вообще все иначе. За рубежом нас не ждет ничего, кроме очень жесткой и сложной конкуренции. Причем нет универсального рецепта работы в разных странах. Скажем, для продаж в Германии важны результаты тестовых испытаний наших программ: пунктуальные немцы обращают на это внимание в первую очередь. Во Франции больше помогает узнаваемость торговой марки, бренд.

И организационные методы работы приходится варьировать: где-то открываем дочерние компании, где-то полагаемся на партнеров. Второе, кстати, в большинстве случаев эффективнее. Кроме того, торгуем не просто готовыми решениями, а технологией: ядро нашего ПО встраивается, например, в систему безопасности компании-заказчика. В США именно это в основном и происходит. По такой схеме мы работаем, например, с Sybari, Aladdin, Deerfeild, ITamigo. Совместный же продукт представляет собой готовое решение, к примеру, почтовый сервер с внедренной защитой от вирусов.

На каждом рынке каждой страны надо искать свою стратегию, свою нишу. Нет ни одной российской софтверной компании, которая могла бы игнорировать этот принцип.

- До поездки в Китай вы побывали в США...

- Там мы начали бизнес два года назад, и встретили нас, мягко говоря, без энтузиазма. Даже на рассылку информационных бюллетеней о новых вирусах, обычная же практика, пресса отреагировала крайне негативно. Ваша газета тогда за нас заступилась (см. `Известия` от 14 сентября 2000 года. - А.А.).

Говорить об успехе на американском рынке пока не могу. Зарабатываем больше, чем тратим, но несбывшиеся ожидания есть.

- А Китай - как родилась идея начать работу там?

- `Антивирус Касперского` завоевал популярность в Поднебесной без малейших усилий с нашей стороны благодаря тамошним пиратам. Вслед за этим появился местный партнер, который готов был заняться легализацией продаж. Китайский рынок важен, он бурно растет. Мы провели собственное исследование конъюнктуры и перспектив, после чего учредили в КНР совместное предприятие. Это практически единственно возможная в этой стране форма ведения дела, там все зависит от личных контактов, которых нет у нас, но которые есть у партнера. Теперь вот выпускаем продукт с интерфейсом на китайском языке, заканчиваем сертификацию.

Необычная страна. Китайцы испытывают к европейцам некий пиетет. На площади Тяньаньмэнь ко мне подошли двое мальчишек, показали пальцем на камеру - я дала им ее, пусть сфотографируются. Тогда один из них встал со мной рядом в кадр. Как же, белая светловолосая женщина, им интересно. Вообще китайцы очень толковы и трудолюбивы. При тех инвестициях, что сейчас идут в страну, я уверена, у Китая большое будущее.

- Получается, пираты вам помогли?

- Да, и не только нам в Китае, но и, скажем, Microsoft в России. Мы не боремся с розничными продажами наших контрафактных продуктов. Софт не хлеб, люди платят за него столько, сколько могут, а не столько, сколько назначит производитель. Если украденный `Антивирус Касперского` поможет кому-то, мы не против. А если этот кто-то, например, работает сисадмином, то рано или поздно его предприятие купит легальную версию, которую мы обеспечим фирменным сопровождением.

- Значит ли это, что основной потребитель для вас - компании?

- Да, примерно 93% дохода в России дают корпоративные пользователи. На Западе чуть меньше, там на розницу приходится 10-12%.

А что вы думаете об этом?

22.10.02

www.izvestia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован