Эксклюзив
12 августа 2009
14721

Семен Кимельман: Сырьевая экономика России: правда и вымыслы

Это - не беда, а счастье России,

что природа наградила её несметными минерально-сырьевыми богатствами

и взрастила блестящую плеяду ученых-геологов.



В современном мире природные богатства, территориальные размеры и географическое расположение страны в значительной мере предопределяют магистральные направления ее хозяйственно-экономического развития. В развитых странах с длительной историей создания капиталистического общества выделенные три глобальных фактора определяют социально-политическое устройство страны.

Если в начале прошлого столетия влияние этих трех природно-географических факторов было не столь значительным, то по мере научно-технического прогресса, расширения межгосударственных связей и становления мировой экономики влияние этих факторов растет и становится преобладающим.

Россия (в составе СССР) до 1930-х годов была преимущественно аграрной республикой, постепенно преобразовываясь в аграрно-промышленную, промышленно-аграрную и, наконец, в индустриально развитую республику. Одновременно с индустриализацией, благодаря ее развитию, к началу 70-х годов геологической службой СССР были открыты и разведаны богатейшие запасы разнообразных полезных ископаемых.

Как раз в эти же 70-е годы прошлого столетия минерально-сырьевые ресурсы, в особенности топливно-энергетические, становятся доминирующим фактором мирового экономического развития, относительно которых все страны мирового сообщества были условно поделены на две группы: производящие (и экспортирующие) и потребляющие (импортирующие) минеральное сырье.

Советский союз, обнаруживший в своих кладовых дарованные ему природой несметные богатства, оказался в первой группе стран и открыл дорогу экспорту высокорентабельного минерального сырья. Так началась эпоха минерально-сырьевой экспортно-ориентированной направленности экономики России. За очень короткий срок, буквально за 10-15 лет, страна заняла лидирующие позиции по добыче основных полезных ископаемых, имеющих массовый характер потребления. С ростом добычи расширялась промышленность по обработке, переработке и транспортировке минерально-сырьевой продукции, в том числе металлургия, а также машиностроение для обеспечения деятельности добывающих и обслуживающих отраслей.

В процессе становления рыночной экономики современной России сырьевая направленность стала преобладающим доходным сектором хозяйствования, но при этом не уделялось должного внимания промышленности, обрабатывающей, перерабатывающей и обслуживающей добычу. Внутреннее потребление минерального сырья сокращалось. В экономике России создался сырьевой флюс, зависящий от мировых цен на экспортируемое сырье.

Если во всем мире финансовый кризис уже замедлился, то в России свой доморощенный финансово-экономический кризис всё еще разрастается. В промышленности продолжается и расширяется стагнация. Минерально-сырьевая база - наша кормилица - истощается, добыча падает. Геологоразведочные работы наполовину приостановлены.
    
Подкрепим эту ситуацию цифрами (см. табл.). По результатам исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2009г. доходы упали по отношению к тому же периоду 2008г. на 27,5 % и составили 3168,3 млрд. руб. Расходы за этот же период, наоборот, увеличились на 29,1 % и составили 3921, 9 млрд.руб. И это при том, что Минфин придерживает расходы - они составили за полугодие всего 40,1 % по отношению к плану 2009г.
 

Исполнение федерального бюджета

 

 

 

NNп/п Первоеполугодие2009 г.(млрд. руб.)% годовогопланаI полугодие 2009 г. к I полугодию2008 г.(%) 
1.Доходы, всего3168,347,2 - 27,5
1а.из них нефтегазовые1053,5 51,2 -
2.Расходы3921,940,1+ 29,1
3.Дефицит- 753,625,3-

Заметим, что немалая часть расходов связана с "антикризисными" вливаниями ликвидности в 5-6 милых Правительству РФ банков и 5-6 тоже милых Правительству РФ монопольных компаний. Не секрет, что эти вливания составили основу оттока капиталов в офшоры. Поэтому основная масса роста расходов бюджета до реального сектора не дошла. Так что видимость роста расходов - это некий мираж, очередная уловка бюджетной статистики.

Тем не менее сегодня не просматриваются объективные причины продолжающегося углубления кризиса в России. Цены на нефть стабилизировались и держатся на приемлемом уровне. Мировой спрос на минеральное сырье также стабилизировался. При отсутствии объективных причин роста кризиса в России власти нашли палочку-выручалочку, на которую списываются все грехи российской экономики, её стагнация. Это - сырьевой характер экономики России, это - продолжающееся сырьевое проклятие, сырьевая игла, на которой "сидит" наша экономика, тормозит её диверсификацию, инновацию, интеллектуализацию и т.д. и т.п.

Говорим одно, понимаем другое, делаем третье.
    
Я долго задавался вопросом, почему именно сырьевая экономика стала вдруг объектом для нападок со стороны властных структур. В голову приходили разные мысли, которые я пытался оценить и понять с позиции экономических канонов, но все мои аргументы рассыпались под воздействием простых экономических истин, которые не может не знать власть.
    
И тогда я стал думать, что это всего лишь очередная умная уловка властей: сказать народу, что во всем виновата сырьевая экономика, ее сырьевое проклятие (якобы, общепризнанное в мире), объяснить, что кризис нас насадил на нефтяную иглу.
    
Сказать народу, что власть поняла (осознала) всю пагубность сырьевой экономики, публично признаться, что она (власть) допускала ошибки. В Россию текли нефтедоллары, а это вызывало "голландскую болезнь", что, в свою очередь, привело к самоуспокоенности. Власти стали почивать на долларовых лаврах, стали откладывать доллары на черный день. Но теперь, когда обнажился мировой кризис, когда цены на нефть резко упали, власти сами (без подсказки) осознали, что неправильно "строили" экономику, не так себе представляли будущее. Что видимое благополучие, которое еще вчера обеспечивала сырьевая экономика, оказалось призраком. Что это благополучие исчезнет вместе с падением цен на нефть, металлы и т.п. Так и случилось. Накопления от сырьевой экономики не успели "размножиться" и дать плоды, как это было за 20-25 лет бескризисной жизни в Норвегии, на Аляске и др. благополучных странах.
    
Но если верховная власть в России осознала эту ошибку и честно призналась в ней, то народ это должен понять и сплотиться вокруг власти в борьбе с сырьевой экономикой. Власти считали, что народ проглотит эту пропагандистскую уловку, эту умелую фальшивку. А ведь проглотил! И теперь все, кому не лень, говорят, что виноват сырьевой уклад экономики России, что народ об этом говорил властям раньше. А они (власти) не хотели это понимать. И теперь уже народ думает, как он вовремя подсказал властям их ошибку.
    
Воистину, происходит некая тройная логика.
    
С одной стороны, говорим о пагубности сырьевой экономики и чуть ли не убедили в этом народ. Говорим об отказе от сырьевой экономики, о том, что Россия не должна быть сырьевым придатком.
    
С другой стороны, продолжаем линию на поддержание, главным образом, сырьедобывающих отраслей. Продолжаем вывозить сырье. Понимаем, что экспорт сырья был и остается основным источником образования горной ренты, основным источником коррупционных доходов власти.
    
С третьей стороны, делаем такие шаги, которые противоречат первым двум. Создаем геополитические преграды для вывоза излишков сырья. Сокращаем объемы геологоразведочных работ, которые в недалеком будущем низведут эти излишки. Лишаем себя истоков благополучия, которыми так щедро наградила нас природа.


Сырьевая экономика: цифры и факты
    
Структура валового внутреннего продукта (ВВП) России почти не меняется в последние 10 лет. Добыча полезных ископаемых в структуре ВВП составляет всего 7-9%, в том числе в 2008г.- 9%. Численность занятых в добыче составляет не более 2% от общего числа работающих в экономике России. Спрашивается, можно ли такую экономику называть сырьевой? Ответ очевиден: конечно, нет. Совершенно прав был академик Д.С.Львов, когда утверждал, что собственно сырьедобывающие отрасли не могут обеспечить загрузкой и доходами достаточно большое число россиян.
    
Продолжим цифровой анализ структуры ВВП. Примерно по 20% занимает производство (промышленность) и торговля. Около четверти торгового оборота приходится на реализацию продуктов добычи минерального сырья. В промышленности обработка минерального сырья составляет почти половину производства - это, прежде всего черная и цветная металлургия, теплоэнергетика, атомная энергетика, промышленность стройматериалов и машиностроение для добывающего сектора, что в сумме занимает 8% в структуре ВВП. Но обработку, по определению, нельзя относить к сырьевой экономике. Выделим еще несколько элементов в структуре ВВП. Недвижимость занимает 11-12% строительство - 5%, сельское хозяйство -5%, финансы-4%.
    
Из этих цифр видно, что минерально-сырьевой комплекс, включающий сырьедобывающие, обрабатывающие и обслуживающие их отрасли, занимает не более 25% в структуре ВВП. В мировой практике в странах, в которых преобладает сырьевая экономика, этот показатель превышает 50-60%. Безусловно, если бы рента не перекачивалась в офшоры, российский МСК тоже занимал бы в структуре ВРП более высокое (достойное) место и составлял бы не менее 50%.
    
Тем не менее, доходы от экспорта сырья, занимая неоправданно низкий удельный вес в ВВП, обеспечивают значительную часть поступлений в федеральный бюджет.

Так, нефтяной сырьевой сектор, будучи высокорентабельным в силу объективного наличия значительной массы горной и ценовой ренты, начиная с 2002г., стал основным доильным механизмом, обеспечивающим 50-60% поступлений в доходную часть бюджета. Этому способствовали высокие цены на нефть. Подчеркнем, что доходы бюджета от газового сырьевого сектора на порядок меньше, так как газовую отрасль пока почти не доили, хотя должны были это делать. Как бы то ни было, нефтегазовый сектор даже в условиях кризиса (при относительно невысоких ценах на нефть и газ) за счет НДПИ и вывозных пошлин в первой половине с.г. обеспечил 33,3% поступлений в федеральный бюджет, а если учесть другие налоги, то эта цифра вырастет до 50%.Также подчеркнем, что доильный механизм почти не был приведен в действие в сырьевых отраслях, добывающих другие полезные ископаемые.

Из вышеизложенного вытекает, что если в структуре ВВП сырьевая экономика не просматривается, то в структуре доходов федерального бюджета она доминирует. Отсюда непонятно, зачем рубить сук, на котором держится бюджет даже в условиях кризиса.

Теперь рассмотрим очередное фальшивое утверждение властей о том, что наша страна является "сырьевым придатком". Факты нашей действительности показывают, что это "ругательное" словосочетание во многом является ошибочным и несправедливым по отношению к экономике нашей страны. В основу этого утверждения положен тот неоспоримый факт, что Россия вывозит и торгует в основном излишками ликвидного минерального сырья, именно излишками, которые сегодня не может обрабатывать промышленный сектор МСК. Это - не беда, а наше счастье, что в условиях разрушенной реальной экономики в сырьевом секторе добываются излишки минеральных ресурсов, пользующихся спросом на мировом рынке. Страшно даже подумать, насколько усугубился бы кризис российской экономики, если страна прекратила бы добывать излишки минерального сырья.

Анализ фактического состояния добычи, потребления и экспорта основных полезных ископаемых позволяет убедительно констатировать:

- Россия не является сырьевым придатком;

- сырьевой характер российской экономики тоже не соответствует действительности, так как сырьевой сектор занимает небольшое место в ВВП;

- обрабатывающая промышленность России почти полностью обеспечена нашим сырьем;

- экспорт и торговля ИЗЛИШКАМИ - это объективная экономическая необходимость;

- наличие излишков добываемого минерального сырья является огромным преимуществом России, которое надо умело использовать, в том числе для развития обрабатывающих и перерабатывающих отраслей...

Бюджет России насажен на нефтяную иглу

В середине июля Правительство одобрило три сценария развития экономики в 2010-2012 годах. Все три сценария нанизаны на нефтяную иглу, то есть на прогноз изменения мировых цен на нефть. В 2009 г. Минэкономразвития прогнозирует среднюю цену нефти в размере 54 доллара за баррель, которая принята за точку отсчета.
Первый сценарий назван умеренно оптимистичным. По нему цена нефти будет увеличиваться (внимание!) всего на 1 доллар в год и составит в 2010-2012 годах соответственно 55, 56 и 57 долларов за баррель. ВВП в эти годы вырастет на 1, 1,5 и 3,3 % соответственно. При этом "ожидается оживление экономики и будет оказываться поддержка государством внутреннего спроса".

Консервативный сценарий построен на тех же мировых ценах на нефть, что и в умеренно оптимистичном варианте. Но при этом вместо оживления прогнозируется "стагнация экономики ввиду падения инвестиционного спроса при слабом росте потребительского спроса". В консервативном сценарии рост ВВП составит 0,1% - в 2010 г., 1,5 % - в 2011 г. и 3,2 % - в 2012 г.

Умеренно оптимистичный и консервативный сценарии исходят из того, как будет вести себя мировая экономика - оживленно или нет, с какой скоростью будет выходить из кризиса.

Третий сценарий назван нефтяным. По этому сценарию нефть в 2010-2012 годах будет стоить 60, 70 и 77 долларов за баррель соответственно. Подчеркивается, что "нефтяной сценарий рассчитывает на оживление в экономике (России), подстегнутое ростом цен на нефть, и более интенсивное оживление в мировой экономике".

Одобренные Правительством РФ вышеописанные сценарные условия вариантов трехлетнего бюджета страны вызывают, мягко говоря, удивление и показывают зашоренность экономического блока исполнительной власти. Возникает много вопросов.

Первый и главный. Неужели такая великая держава, как наша, должна зависеть напрямую от мировой экономики? Неужели внешний спрос на нашу продукцию должен лежать в основе нашего трехлетнего бюджета? Неужели бюджет такой огромной страны, как наша, должен зависеть еще три года от мировых цен на нефть и от оживления мировой экономики? Власти ругают сырьевую ориентацию экономики России, клеймят ее, призывают слезть с нефтяной иглы, но ничего не предлагают взамен. Три года - это очень большой срок, в течение которого можно коренным образом диверсифицировать экономику, модернизировать промышленность и т.д. и т.п. Однако, увы, власти предпочитают и дальше пребывать в экономике нефтяного рантье и ждать хорошей погоды на нефтяных биржах. По нашему убеждению, бюджет должен строиться, исходя из идеологии, о которой справедливо поётся в мудрой песенке: у природы нет плохой погоды, всякая погода - благодать. Но для этого нужна совершенно другая, нежели действующая, система налогообложения недропользователей, которая описана ниже.

Второй.Для умеренного и консервативного сценариев принята почти одинаковая цена на нефть в течение трех лет. Однако долгосрочная статистика мировых цен на нефть однозначно показывает, что не было стабильных неизменных цен в течение трех лет. Принятый прогноз является явно липовым, равно как и составленный на такой основе федеральный бюджет. Построение российского бюджета в зависимости от мировых цен на нефть - это построение на песке, так как невозможно предсказать, какое будет поведение цен, какой будет мировой спрос на нефть. Чтобы слезть с нефтяной иглы, необходимо коренным образом изменить концепцию построения средне- и долгосрочного бюджета России. А это, в свою очередь, требует принятия кардинальных решений по реформированию экономики России, по развитию отраслей и видов деятельности, не зависящих от мировых цен на нефть.

Третий. Для нефтяного сценария приняты мировые цены на 5-20 долларов превышающие цены в других сценариях. Если учесть инфляцию, то такое увеличение цен даже ниже консервативного сценария. Власти призывают слезть с нефтяной иглы, а сами прочно нанизались на нее. Видимо, наше правительство тоже нужно называть нефтяным, так как, кроме возможных цен на нефть, оно больше ничего не видит. И тогда нашу экономику тоже надо называть нефтяной.


Как спасти бюджет от нефтяной иглы

Размышляя о сегодняшних действиях правительства по формированию трехлетнего бюджета, можно уверенно говорить, что ему (правительству) удобно сидеть на нефтяной игле, оправдывать усиливающийся кризис в России, оправдывать свое бессилие или нежелание выйти (избавиться) от экономики рантье. Каждый день экономический блок правительства рассматривает уже набивший оскомину вопрос: увеличивать ли или не увеличивать НДПИ на газ? Газпром (а, точнее, само же правительство) отбивается пока от этой напасти. Нефтяники постоянно хнычут, что их очень обирают налогами, не дают-де развиваться - и правительство, жалея их, предлагает (и добивается этого) все новые льготы по НДПИ на нефть. Это, естественно, снижает прогнозируемые поступления в бюджет.
    
Не понимаю, почему все предложения правительства по изменению налогов "вертятся" вокруг НДПИ и привязаны к сырьевой игле?
    
Нам представляется, что есть более разумные меры ухода от сырьевой иглы. Для этого надо вернуться к системе налогообложения доходов недропользователей и физических лиц, которая действовала до 2001 г. Нет ничего лучшего, чем хорошо проверенное старое.
    
Налоги за недропользование не были в составе бюджетного кодекса РФ. Они устанавливались законом "О недрах". Это - отчисления на воспроизводство МСБ и роялти на каждом месторождении. Поступления в бюджет составляли всего 4-5 %. Лучше не придумаешь - никакой зависимости от нефтяной иглы, от цен на нефть.
    
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) был дифференцированным и прогрессировал в зависимости от заработка. Действующий 13-ти процентный подоходный налог (будем считать, что это было правильным решением правительства) в условиях кризиса надо заменить, точнее, вернуться к прогрессирующей шкале. Хватит жалеть богатых, пусть тоже поплачут крокодиловыми слезами. Невероятно, но факт, что в нашу страну устремились футболисты, чтобы платить подоходный налог по ставке 13%, а не 60-90 %, как у них на родине. Теперь "наши" футбольные команды, более, чем наполовину, укомплектованы легионерами. Неужели ради этих легионеров и иже с ними олигархов надо удерживать 13-ти процентный налог?
    
Налог на дивиденды сегодня очень смешной - 9 %. Задумаемся, кто получает дивиденды. Это - владельцы компаний (у них, как правило, 50-90 % акций) и государство (бюджет) от принадлежащего ему пакета акций. Процитирую газету "Ведомости" от 20 июля 2009 г.: "С 2000 по 2005 г. "Сибнефть" выплатила Абрамовичу и его партнерам 133,2 млрд. руб. дивидендов". Обратим внимание, что партнеры имели около 10 % акций "Сибнефти". Ни одна нефтяная компания не уменьшила дивиденды за 2008 г., а это - миллиарды долларов, немедленно уплывшие за рубеж. Разве олигархи заботятся о стране, разве они озабочены тем, как выйти из кризиса? Почему же мы так заботимся о них? Не могу понять, почему государство отказывается от увеличения суммы поступлений дивидендов в бюджет (особенно, в региональный). Неужели из-за жалости к олигархам? Полагаю, что налог на дивиденды свыше 1 млрд. руб. должен быть не менее 50 %.
    
Налог на прибыль ранее был 35%. И это вполне нормально, так как эффективная ставка налога на прибыль была в 2 раза меньше. Разве не поразительно, что сегодня поступления в бюджет от налога на прибыль ( а во всем мире это главный налог!) меньше НДПИ. Налог на прибыль платят все юрлица, а НДПИ - только недропользователи, которых в тысячи раз меньше других юрлиц. Следовательно, налог на прибыль - это некая фикция, от которой можно уклоняться. Так давайте улучшим законодательство по налогу на прибыль. Не могу понять, почему во всем мире налог на прибыль успешно собирается, а в России успешно обнуляется.
    
Роялти или, по-другому, рентный налог во всем мире устанавливается на каждое конкретное месторождение, а в развитых странах даже на каждую скважину. В России до 2002 г. роялти взимался с каждого месторождения. По нефти и газу ставка роялти колебалась с 6 до 16 % в зависимости от рентабельности добычи. По нашим расчетам такие ставки являются обоснованными и к ним следует вернуться. Но для этого надо восстановить учет затрат по каждой лицензии, по каждому месторождению. Это крайне необходимо, чтобы бухгалтерский баланс стал прозрачным. Хватит мириться и сетовать на то, что бухгалтерский баланс монополий и олигополий является непрозрачным, не детализированным по видам деятельности, по месторождениям и т.п.
    
Вывозные таможенные пошлины до 2002 г. были незначительными: 2-5 долларов на тонну нефти. Сейчас этот налог по массе поступлений занимает первое место в бюджете. Речь идет о ценовой ренте. Государство, как собственник недр, является единоличным собственником ценовой ренты. Следовательно, разность между мировыми и внутренними ценами на минеральное сырье, то есть ценовая рента, должна полностью поступать в бюджет. А еще лучше, в специально созданный внебюджетный общественный фонд, которым должно распоряжаться гражданское общество.
    
Арендная плата. В мировой практике в развитых странах запасы полезных ископаемых и земельный отвод на месторождениях передаются в аренду одновременно с правом добычи полезных ископаемых. Соответственно берется арендная плата за пользование запасами и землей. Это было бы весомым вкладом в российский бюджет.
    
И, наконец, амортизация имущества, которое бесплатно передано в пользование добывающим предприятиям. Это - скважины, промыслы, подъездные пути и т.п. Конечно, эти амортизационные отчисления также должны поступать в бюджет.
    
Если хотя бы часть указанных выше мер была бы принята правительством, то федеральный и региональный бюджеты освободились бы от сырьевой иглы и можно бы начать выходить из кризиса, направляя бюджетные доходы на диверсификацию экономики страны.

Засланцы

Не секрет, что экспортно-ориентированный сырьевой вариант зарождающейся рыночной экономики России, а также антисоциальный подход к недропользованию и частному присвоению горной ренты был импортирован в нашу страну иностранными компаниями (в том числе транснациональными) и иностранными советниками, которые еще в 90-е годы заполонили коридоры исполнительской и кремлевской власти. Такие компании и таких специалистов стали называть засланцами. Они были засланы в политически неустоявшуюся и экономически неразвитую переходную экономику России, чтобы состричь купоны.

Ярким примером преобладания засланцев являются три проекта (объекта) недропользования, эксплуатация которых осуществляется в режиме соглашений о разделе продукции (СРП): "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Харьяга". Подчеркнем, что соглашение о разделе продукции в соответствии с законом "О СРП" имеет статус международного договора.

В режиме СРП нефтегазовые месторождения эксплуатируются в 65 странах мира. Это - общепризнанный эффективный гражданско-правовой социально-направленный механизм добычи нефти и газа, положительно зарекомендовавший себя почти во всех странах (60 из 65 стран). Россия попала в пятерку стран, в которых подписанные в 1994г. соглашения о разделе продукции носили изначально явно ущербный и унизительный для нашей страны характер.

Владимир Путин на встрече с журналистами стран G8 ("Российская газета", 5.06.2007г.) на вопрос о проекте СРП "Сахалин-2" дал его оценку: "Это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации. Мне остается только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного времени позволяла себе эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль".

За полгода до этого в Совете Федерации была создана рабочая группа по изучению ситуации вокруг проекта СРП "Сахалин-2" . Меня включили в состав этой группы. До этого мне приходилось не менее десяти раз участвовать в различных комиссиях (Минприроды, Минэнерго, Минэкономразвития, Счетной палаты РФ) в проверках соглашений (договоров) по трем проектам СРП. Результаты работы всех комиссий однозначно устанавливали унизительный характер этих проектов для нашей страны, при этом констатировалось, что по условиям раздела прибыльной продукции Россия никогда не получит ни одной тонны нефти, ни одной 1000м3 газа. К примеру, в проекте СРП "Сахалин-2" записано "возмещаются любые затраты без ограничения". То есть, российской нефтью мы должны возмещать любые затраты, которые заблагорассудятся засланцам. Примерно такие же выводы содержались в первоначальных материалах вышеупомянутой комиссии Совета Федерации.

Однако к концу работы комиссии в начале 2007г. Газпром выкупил за 7.45 млрд. долларов США 50-процентный пакет акций консорциума компаний, реализующих проект "Сахалин-2". И сразу же выводы комиссии изменились. Ни с того ни с сего вдруг оказалось, что СРП "Сахалин-2" облагораживает социально-экономическую обстановку на Сахалине и что вообще без проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" экономика острова утонула бы.

В свете сказанного я был искренне удивлен прилету президента России 18 февраля с.г. в поселок Пригородное на о. Сахалин, где в присутствии премьер-министра Японии Таро Ассо состоялось торжественное открытие завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта "Сахалин-2". Дмитрий Медведев заявил во время открытия: "У нас сегодня хороший день, мы запустили крупный проект. Думаю, что мы сегодня действительно открыли новую страницу в развитии Сахалина. Мы создали серьезный ресурс для развития региона и в то же время очень серьезный бизнес".

Завод действительно построен и, возможно, через год выйдет на годовую производственную мощность в 10 млн. тонн сжиженного газа.

Но возникает много вопросов.

Первый. Во всем мире механизм раздела продукции распространяется только на эксплуатацию месторождений, то есть на добычу. Строительство газопровода (через весь о. Сахалин) и завода по сжижению газа по действующему законодательству не являются предметом СРП. Но чиновники почему-то включили газопровод и завод в возмещаемые затраты (а это почти 10 млрд. долларов США). Следовательно, на их строительство распространяется льготный режим налогообложения (он заложен в текст СРП). Поэтому Россия будет ещё долго нашим газом возмещать все расходы на строительство трубы и завода, да ещё с процентами. Хотя эти объекты должны были строиться на средства инвесторов и окупаться из их прибыли.

Второй.
Весь сжиженный газ будет экспортироваться в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Все доходы от экспорта получат акционеры проекта СРП "Сахалин-2", Газпром и иностранные компании (британо-голландская "Роял Датч Шелл" и японские "Мицуи" и "Мицубиши"). А Россия получит, как сказано выше, ноль и долговую кабалу в 10 млрд. долларов.

Третий. Все политики и властные органы не устают повторять о необходимости отказа от сырьевой экономики. А в данном случае Россия (даже в условиях кризиса) выступает как типичный сырьевой придаток стран АТР. При этом все доходы от реализации газа остаются у консорциума акционеров проекта "Сахалин-2" в виде возмещения им их затрат.
    
Удивительно то, что Сахалинская область относится к тем субъектам РФ, которые не газифицированы. Да и рядом находящиеся субъекты РФ (Хабаровский и Приморский края) остро нуждаются в российском газе.

Четвертый. В 2006г. Росприроднадзор обосновывал, что оператор проекта "Сахалин-2" , прокладывая газопровод длиной 800 км и работая на шельфе, нанес экологический ущерб природе острова в 30-50 млрд. долларов США. Должен был состояться суд. Но после вхождения Газпрома в "Сахалин-2" экологические претензии удивительным образом исчезли. Более того, оператор заявил, что он "потратил" на экологию в 2007г. то ли 11, то ли 20 млн. долларов, которые российская сторона должна включить в возмещаемые затраты. Чудеса, да и только!

Пятый. По проекту СРП "Сахалин-2" газ добывается на газонефтяном месторождении "Лунское". Автор в 2002г был экспертом при утверждении запасов газа и нефти на этом месторождении. На пленарном заседании ГКЗ, когда утверждался коэффициент извлечения нефти (КИН), мне пришлось доказывать абсурдность предложенной технологической схемы добычи нефти на Лунском месторождении. Но я был одинок. В итоге КИН принят равным 7.5%. То есть 92.5% нефти (а это 40 млн. тонн) останется навсегда погребенной в недрах Сахалинского шельфа. На посмешище всему миру принята технология, при которой находящаяся в оторочках месторождения нефть расформируется, то есть попросту станет недоступной. Кстати, этот факт говорит об "инновациях", которые применяют в России засланцы. У себя на родине им бы не позволили похоронить 40 млн. тонн нефти.

Так не пора ли нам расстаться с такими засланцами!!!

Сахалинская область по возможному объему добычи нефти и газа, а также по численности населения сопоставима с Аляской и поэтому могла бы жить не хуже, чем когда-то за гроши проданная Россией Америке гораздо более суровая по климату Аляска.

Геологи, олигархи и гинекологи
 


Армянскому радио задали вопрос:
есть ли различия между геологией и гинекологией.
После тщательного изучения этих двух наук и долгих раздумий

армянское радио пришло к выводу, что геология ничем не
отличается от гинекологии, что это одно и то же, так как обе науки
изучают "место рождения".

(расхожий среди геологов анекдот)


    
Со всей очевидностью можно утверждать, что законодательство о недропользовании писали специалисты из армянского радио, которые считали (и считают до сих пор) что геология ничем не отличается от добычи полезных ископаемых, так как оба вида деятельности привязаны к месторождениям.

Действительно, закон "О недрах" и "Положение о порядке лицензирования пользования недрами" соединили в себе несоединяемое: две совершенно разные науки (геология и горное дело), два совершенно разных вида деятельности (геологоразведочные работы и добычу полезных ископаемых). Подавляющее большинство лицензий на пользование недрами выданы по законодательству с целевым назначением "разведка и добыча полезных ископаемых". Не существует отдельно лицензий на разведку (геологоразведочные работы) полезных ископаемых. То есть разведка полностью отдана на откуп добывающим предприятиям, которые должны сами себе подготавливать месторождения для их освоения. Естественно, что финансирование разведки (а это основа прироста запасов полезных ископаемых!) исключена из бюджетных расходов. Государство самоустранилось от подготовки новых месторождений для их освоения.
    
Многочисленные обращения к законодательной власти о принятии "Горного кодекса" (при царе он назывался "Горным уложением"), который действовал до введения в 1992 г. закона "О недрах", не увенчались успехом.
    
В этой связи примечательной является поступившая в июле с.г. в Госдуму РФ законодательная инициатива Законодательного собрания Красноярского края с проектом федерального закона "О геологическом изучении недр и внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Красноярские депутаты заксобрания предлагают выделить геологию в отдельный федеральный закон, а в законе "О недрах" оставить только нормы, регулирующие добычу полезных ископаемых. Ознакомление с этой крайне актуальной и своевременной законодательной инициативой показывает, что ее готовили геологи (а не олигархи и не гинекологи!).
    
Хотелось бы надеяться, что в Госдуме РФ найдутся специалисты-геологи, которые дадут зеленый свет красноярской инициативе и избавят геологию от вмешательства олигархов и "гинекологов". Давно пора отделить и законодательно разделить геологоразведку и добычу, ибо технологически эти два вида деятельности никак не связаны между собой. Геологоразведка призвана открывать месторождения. А добыча - это промышленность, эксплуатирующая открытые месторождения, если они экономически рентабельные и геополитически целесообразные.

Курица, несущая черно-голубые яйца

16 июня с.г. Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) впервые посетил глава Правительства РФ , где ему продемонстрировали рекламный ролик двухлетней давности ( в 2007г. ГКЗ отмечала свое 80-летие ) и огласили победные реляции о "полном воспроизводстве запасов в 2008г. практически по всем видам стратегических полезных ископаемых". Владимир Путин вместе со всеми радовался успехам геологоразведчиков и назвал добычу полезных ископаемых "курицей, которая несет золотые яйца". Правда, он не уточнил, кому достаются и куда реализуются эти золотые яйца, точнее черно-голубые яйца, то есть яйца, наполненные черным (нефтяным) и голубым (газовым) золотом.

Уже не первый раз Владимир Путин совещается с геологами и недропользователями. Пару лет назад, будучи Президентом России, Путин провел совещание в Магадане, посвященное золотодобыче. Были приняты правильные решения по увеличению добычи золота на Колыме, в том числе по приоритетному освоению Яно-Колымской золоторудной провинции мирового значения. Но, увы, эти решения остались на бумаге, добыча золота в Магаданской области падает.

Резко снизилось финансирование геологоразведочных работ и воспроизводства МСБ (ВМСБ). В 2009г. средства, выделяемые на ВМСБ, сократились на 30%, а с учетом ожидающейся инфляции сократятся чуть ли не на половину. На 2010г. Минфин предложил Федеральному агентству по недропользованию (пока в добровольном порядке) сократить финансирование ВМСБ ещё на 30%. Итого без учета инфляции на геологию в 2010г. будет выделено всего 12-15 млрд. руб. Кто мало-мальски представляет, сколько средств нужно для восстановления истощившейся за 20 лет минерально-сырьевой базы, понимает, насколько смехотворными являются выделенные госбюджетные средства. С таким финансированием курица, приносящая ренту, долго не проживет. Умрет курица (а она уже доходяга!) и с ней сгинут черно-голубые яйца, наполненные горной и ценовой рентой.

Уважаемый глава Правительства РФ, давайте хотя бы из нескольких яиц умирающей курицы вырастим желтых пушистых цыпленков для возрождения минерально-сырьевой базы. Вы же специалист по МСБ, защитили в Ленинградском горном институте (так он раньше назывался) диссертацию по воспроизводству МСБ и национальному богатству недр. Надеюсь, что любимый Вами и мною Газпром посодействует, чтобы наши мечты сбывались наяву.
 


Полудохлая минерально-сырьевая база России
 

Пьяный нежно обнимает осла, целует его и приговаривает:
мой бедный зайчик, что с тобой сделали проклятые мичуринцы?

(из моих любимых анекдотов)

  
Сырьевые олигархи и обслуживающие их "геологические" чиновники в течение многих лет представляют в Правительство РФ радужные отчеты о неимоверном (на сотни лет) количестве запасов полезных ископаемых, о больших инвестициях, направляемых компаниями на восполнение запасов. Создается идиллическая картинка о состоянии минерально-сырьевой базы (МСБ) страны.
    
Опьяненное "красивыми" цифрами Правительство РФ "целует" победоносные годовые доклады о воспроизводстве сырьевых ресурсов и не задумывается, что их подготовили "проклятые мичуринцы" из бывших партийных и комсомольских вожаков, составляющих элиту нефтегазовой олигархии.
    
Естественно, что, получая такие доклады, Правительство РФ не считает нужным направлять необходимые бюджетные средства на воспроизводство МСБ. Зачем, если все хорошо, если запасов еще очень и очень много.
    
На самом деле ситуация с воспроизводством минерально-сырьевых ресурсов является очень плачевной.    

За 20 лет практически не подготовлено и не освоено ни одно крупное месторождение. Геологическая служба и геологическая наука из-за нехватки бюджетного финансирования количественно и качественно настолько уменьшилась, что не в состоянии заниматься подготовкой новых месторождений.
    
В результате действующая МСБ серьезно истощилась. Активные запасы по основным ликвидным полезным ископаемым занимают не более 25-40 % от их разведанного количества. Из упитанного осла минерально-сырьевая база превратилась в дохлого зайчика.
    
Поскольку сырьевую экономику в одночасье отменить нельзя, власти должны понять, что сегодня, даже в условиях кризиса, необходимо восстановить геологическую отрасль, а для этого необходимо на порядок и более увеличить госбюджетное финансирование геологоразведочных работ и геологической науки.


Плохое дитя у плохих родителей

В мировой практике существует две противоположные причинно-следственные связи между сырьевым и несырьевым блоками экономики внутри государства: положительная и отрицательная. Другими словами, в преимущественно сырьевых государствах высокий уровень горной ренты объективно порождает две альтернативные модели развития экономики: либо быстро развивающуюся социально-направленную рентную экономику, либо антисоциальную медленно деградирующую экономику.

Выбор первой или второй модели (третье, кстати, не дано) предопределяется властью и общественными институтами страны. Российские политики в конце перестройки и в первые годы перехода к рынку с подачи иностранных советников сознательно выбрали путь отрицательной связи большой массы ренты и развития экономики, то есть антисоциальную модель, которая неизбежно должна была привести к кризису (если не к краху) несырьевого сектора. Рента сознательно изымалась из экономики и концентрировалась на зарубежных счетах узкого круга лиц.

Чрезмерное изъятие ренты из реальной экономики, естественно, приводит к снижению поступлений в ВВП и в бюджет, сдерживает процессы накопления ликвидности и модернизации, резко снижает инвестиции, перелив капиталов в несырьевые отрасли и т.д. и т.п. Когда мы говорим о чрезмерном изъятии ренты, то эти слова в условиях российской действительности, надо понимать как увод ренты из России за рубеж, во-первых, на офшорные счета, во-вторых, на покупку зарубежных активов, когда наша рента "работает" на благо Европы и Америки, в-третьих, на покупку недвижимости для создания убежища от гнева властей и общества. До недавнего времени официальные источники преподносили чрезмерное изъятие ренты и увод её за рубеж, как единственно возможное (безальтернативное) средство борьбы с инфляцией, как стерилизацию валюты для, якобы, избежания плохого влияния "голландской болезни".
Сейчас власти изменили акценты, признали свои некоторые ошибки, связанные с самоуспокоенностью, которая была следствием высоких цен на минеральные ресурсы. Власти убедили в этом народ и призывают его вместе с ней бороться с сырьевой экономикой. Об этом мы уже писали в начале статьи. Но если власти и признали пагубность своей политики, убедили в этом народ и призвали его в свои союзники, то они (власти) должны публично раскрыть сделанные ошибки и покаяться, к чему они привели. Но публичного признания ошибок мало. Важнее предложить пути для исправления ошибок и выставить их на всенародное обсуждение.

Известны страны, которые в период нефтяного бума выбрали антисоциальную модель сырьевого развития и которые не поддерживали другие сектора экономики. Это - Алжир, Нигерия, Венесуэла, Эквадор, Индонезия и некоторые другие. Это, к сожалению, и наша Россия. Примечательно, что российские руководители недавно с официальным визитом посетили некоторые из них.

Для перечисленных стран (с чрезмерным изъятием ренты из экономики) характерны общие социальные дисфункции: высокая (порою, безудержная) инфляция, создание скороспелой олигархии, рост преступности, разрушение многих несырьевых секторов национальных экономик, коррупция и злоупотребления властью, очень высокий децильный коэффициент между заработками богатых и бедных, низкий уровень пенсионного обеспечения, нанесение колоссального ущерба окружающей среде, резкие спады в экономическом развитии при уменьшении цен на минеральное сырье, более глубокое падение в условиях кризиса, инновационная неразвитость.

Этот перечень можно было бы продолжить. Но остановимся. Хорошо, что частично российские власти признали ошибки, в том числе, из-за неправильного использования сырьевой экономики и порождаемой ею горной и ценовой ренты. Ошибки ошибками. Но жить-то надо: и власти и народу. Будущее всегда впереди и всегда хочется, чтобы оно было лучше, чем настоящее. Конечно, мне трудно представить, как себе видит лучшее будущее наша дуумвиратная власть. Но, может быть, две головы действительно лучше одной. Если еще учесть, что на гербе нашей страны господствует двуглавый орел, то, может быть, впервые в истории нам предстоит понять значение двуглавого символа России!!! Правда, орлы смотрят в разные стороны. Хорошо бы развернуть их друг к другу. Тогда, хотелось бы надеяться, у наших властных родителей родится хорошее дитя, а именно: настоящая социально-направленная рентоориентированная сырьевая экономика, подкрепленная модернизированной обрабатывающей и перерабатывающей промышленностью.

***

Я никак не мог найти концовку для этой статьи. В голове мучительно сверлила одна мысль, как за всеми вышеизложенными рассуждениями о сырьевой экономике защитить геологоразведку, без развития которой минерально-сырьевая база уменьшается, добыча падает, излишки сырья исчезают, масса ренты снижается, сырьевое благоденствие чахнет.

Геологоразведку надо лелеять, а власти, почему-то, наоборот, стараются её материально умерщвлить. Очень неприятно видеть сегодня обездоленное, практически нефинансируемое геологическое сообщество.

Когда-то в 70-е годы прошлого столетия я сотрудничал в реферативном журнале "Геодезия и картография" и мне дали на реферирование статью из американского журнала, название которой в дословном переводе звучало так: "Почему моя жена ругает меня по поводу моей зарплаты". В этой сугубо научной статье автор жаловался на очень высокие трудовые нормы, незаконно снижающие сдельные заработки топографов.

К реферату этой статьи я дописал, что, к счастью, в СССР топографы и геодезисты зарабатывают достойно. Сегодня все жены российских геодезистов, маркшейдеров, геологов и горняков, покоряющих природу и создающих горную ренту, должны жаловаться на своих мужей по поводу их низкой зарплаты.

***
    
Прошу считать эту статью, а также мою статью "Рента, власть, олигархи и народ" ("Советская Россия", 02.07.2000г.) обращением ко всем ветвям власти о законодательном обеспечении конституционных прав российского общества на долю в рентных доходах.



С.А.Кимельман, докт. экон. наук

www.viperson.ru,
12.08.2009

 

 

NNп/п Первоеполугодие2009 г.(млрд. руб.)% годовогопланаI полугодие 2009 г. к I полугодию2008 г.(%) 
1.Доходы, всего3168,347,2 - 27,5
1а.из них нефтегазовые1053,5 51,2 -
2.Расходы3921,940,1+ 29,1
3.Дефицит- 753,625,3-

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован